Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательных мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и по определению степени их опасности для здоровья работника. Направлена она на улучшение условий труда и профилактику профзаболеваемости и производственного травматизма. Только по результатам специальной оценки могут быть установлены классы условий труда на рабочих местах, назначены установленные законодательством льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда. Спецоценка условий труда с 01.01.2014 заменила Аттестацию рабочих мест. В целом обе процедуры схожи, но есть ряд существенных различий, с которыми работодателю следует ознакомиться перед началом проведения специальной оценки условий труда.
1. Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ; 2. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 27.04.2020) "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"; 3. Постановлениями Правительства РФ в отношении отдельных рабочих мест, на которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых Правительством РФ особенностей.
1. Идентификация (выявление, определение) вредных производственных факторов в соответствии с Классификатором (Приложение 2 Приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), подлежащих измерениям (исследованиям); 2. Проведение измерений (исследований); 3. Оформление результатов измерений (исследований) в виде протоколов в отношении каждого идентифицированного производственного фактора; 4. Оформление Карт СОУТ, с указанием установленного класса условий труда, необходимости назначения льгот и компенсаций за вредные условия; Формирование отчета в соответствии с Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
Работодатель обязан провести СОУТ на всех рабочих местах организации. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. Следует отметить, что для целей специальной оценки условий труда понятие «рабочее место» определяется несколькими характеристиками: 1. Наименование должности в соответствии со штатным расписанием; 2. Место (территориально) осуществления трудовой деятельности; 3. Трудовая функция, эксплуатируемое оборудование. Отказ от проведения спецоценки может быть приравнен к нарушению трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
СОУТ в обязательном порядке производится не реже одного раза в 5 лет. Отсчет каждого срока начинается со дня утверждения Отчета о проведении предыдущей СОУТ. В отдельных случаях проводится внеплановая СОУТ.
1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях: 1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; 2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями требований Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда; 3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; 6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; 7) наличие мотивированных предложений работников
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класс: 1. Оптимальные (1 класс условий труда); 2. Допустимые (2 класс условий труда); 3. Вредные (3 класс условий труда); 4. Опасные (4 класс условий труда).
Хозяйствующим субъектам с оптимально допустимыми трудовыми условиями предоставляется право проводить специальную оценку лишь единожды. Данного рода поправки были внесены в ст. 11 ФЗ за № 426-ФЗ, вступившую в силу с 1 мая 2016 г. Регламент предусматривает, что для этого каждая организация по итогам проведения спецоценки должна сдать в трудинспекцию соответствующую декларацию соответствия. Ранее в декларации включались лишь те места, которые вредоносных факторов не имеют. На данный момент предусматривается включение организациями в декларации мест с оптимальными либо допустимыми условиями труда. Распространяется действие закона на все отношения с 1 числа января 2014 г. Но льгота действительна лишь в том случае, если в течение означенного срока не произойдут несчастные случаи, либо не будут иметь место случаи профзаболеваний. В таких случаях возникнет необходимость проведения внеочередной СОУТ. В целом же на проведение специальной оценки цена устанавливается исходя из физических данных действующего субъекта, а именно: численности рабочих мест, финансового состояния, местонахождения и прочих критериев.
Исчерпывающий ответ дан п. 3 ст. 11 ФЗ за № 421-ФЗ, датированного 28 декабря 2013 г., посредством которого в КоАП РФ были внесены соответствующие поправки. С этого момента ч. 2 обновленной ст. 5.27.1 КоАП РФ в случаях, если работодателями были нарушены порядки проведения СОУТ (включая и отказ от ее проведения) предусматриваются, в лучшем случае, предупреждения, а в худшем — штрафы: В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для должностных лиц В размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — для лиц, являющихся работодателями, осуществляющими свою деятельность без образования юр. Лица В размере от 60 тыс. до 80 тыс. руб. — для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) В КоАП РФ с 1 января 2015 г. была добавлена ст. 5.27.1, в которой были прямо прописаны меры ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение порядка проведения СОУТ. В частности, в ней оговорены следующие меры административной ответственности в виде: Для должностных лиц организаций — первичного предупреждения, затем — штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо дисквалификации на срок до 3 лет Для индивидуальных предпринимателей — первичного предупреждения, затем штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 30 тыс. до 40 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток Для хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, компаний, фирм, учреждений и пр.) — первичного предупреждения, затем штрафа от 60 тыс. до 80 тыс. руб. и при последующем нарушении — штрафа от 100 тыс. до 200 тыс. рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток Исходя из вышеизложенного, намного проще будет провести специальную оценку у себя в организации, чем испытывать такие проблемы, к тому же рано или поздно, как ни откладывай, а проводить данную оценку придется, если, конечно, работодатель и дальше собирается осуществлять свою экономическую, производственную, финансовую и прочую деятельность.
Оплачивает и организовывает оценку СОУТ работодатель, о чем прописано в ч. 1 ст. 8 Закона ФЗ № 421. Проводится оценка непосредственно работодателем вместе с работниками специализированной организации, с которой в соответствии с ч. 2 ст. 8 закона, был заключен гражданско-правовой договор на проведение СОУТ. Выбирая такую организацию, работодатель должен руководствоваться требованиями, предъявляемыми Законом (ст. 19 и ст. 20) к организациям, осуществляющим деятельность в данной сфере. Требования, предъявляемые Законом к организациям, занимающимся проведением специальной оценки, заключаются в том, что: - Они должны являться лицами, независимыми по отношению к работодателям, нанимающим их для оценки Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: 1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; 2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и прошедших аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; 3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса
Разногласия, возникающие в процессе проведения СОУТ, несогласие работодателей или работника с результатами проведенной оценки на том или ином конкретном рабочем месте, жалобы работодателей на действия либо бездействия специалистов организации, проводящей специальную оценку, должны рассматриваться и решаться федеральным государственным органом исполнительной власти, в полномочия которого входят обязанности проведения госнадзора на федеральном уровне за соблюдением норм и нормативных актов ТЗ РФ региональными властными органами, решения которых, в частности, могут быть оспорены в суде в установленном порядке. Работодателями и работниками, а также выборными органами первичных профсоюзных организаций, равно как и иными представительными органами трудящихся могут быть обжалованы результаты проведения специальной оценки в суде в установленном порядке.
В соответствии с законом — нужно. В закрытом перечне категорий работников, в отношении которых не требуется проводить спецоценку, такая категория трудящихся не значится, а, следовательно, проведение спецоценки в данном случае — обязательно. Проводится она работодателем в связи с п. 2 ст. 8 Закона за № 426-ФЗ. Непроведение спецоценки в отношении данных рабочих мест является нарушением ТК РФ, и в частности ст. 22 и ст. 212, за что работодатель может быть привлечен к административной ответственности. А потому необходимо осуществлять за данными рабочими местами хотя бы косвенный контроль. С этой целью в договорах с заказчиками (работодателями) должно предусматриваться право работодателей на доступ к упомянутым рабочим местам, на которых будут заняты трудящиеся. О том, как верно будет осуществить спецоценку на рабочих местах такого сорта подскажут эксперты специализированных организаций, призванных проводить процедуры СОУТ.
Как прописано в ст. 11 Закона за № 426-ФЗ, такую декларацию обязаны подавать все работодатели (все хозяйствующие субъекты, включая организации госсектора и лиц, осуществляющих деятельность без образования юр. лица, но привлекающих граждан для проведения работ), которые провели на своем предприятии, в организации и пр. специальную оценку, в ходе которой: не были выявлены опасные либо вредоносные производственные факторы; условия труда на которых занесены в разряд оптимальных (1 класс) либо допустимых (2 класс) (не считая рабочих мест, на которых идентификация не проводилась). Форму и порядок подачи данных деклараций утвердил приказ Минтруда РФ за № 80н, датированный 7 февраля 2014 г. С мая 2016 г. стало возможным подавать декларации и на рабочие места, в отношении которых на ряду с идентификацией проводились измерения и исследования. Декларации представляются в госинспекцию труда по тому региону, в котором находится хозяйствующие субъекты (по месту жительства ИП). Данная обязанность закреплена ч. 1 ст. 11 Закона за № 426-ФЗ и п. 3 Порядка за № 80н.
Как уже говорилось выше, для целей специальной оценки условий труда понятие «рабочее место» определяется несколькими характеристиками: 1. Наименование должности в соответствии со штатным расписанием; 2. Место (территориально) осуществления трудовой деятельности; 3. Трудовая функция, эксплуатируемое оборудование. Исходя из сочетания этих характеристик и определяется кол-во рабочих мест. Оно может как совпасть, так и не совпасть с количеством должностей в штатном расписании, с количеством сотрудников в организации. Поэтому для точного подсчета рабочих мест рекомендуем обратиться в аттестующую организацию, где сделают правильный расчет и дадут грамотные консультации как по подсчету рм, так и по всей процедуре СОУТ.